Уровень функциональной грамотности школьников – один из показателей качества образования
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ?
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
-
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
-
Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
-
Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
-
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
-
Креативное мышление.
-
Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Федеральные документы
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ № 590 от 6 мая 2019 года ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИИ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Письмо Минпросвещения России №ТВ-94/04 от 26.01.2021 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
- Приказ Минпросвещения Российской Федерации №219 от 06.05.2019 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся
Региональные документы
- Письмо министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 11.10.2021 №47-01-13-22936/21 "О развитии функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях"
- Приказ ГБОУ ИРО Краснодарского края от 30.09.2021 №461 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края»
- Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края №47-01-13-22936/21 "О развитии функциональной грамотности обучающихся в образовательных организациях"
- Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 21.09.2021 №2979 об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края
- Уровень функциональной грамотности школьников – один из показателей качества образования
- Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования №03-1526 от 17.09.2021 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"
- Письмо Департамента цифровой трансформации и больших данных №04-238 от 22.03.2021 "Об электронном бланке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
- Письмо МОН и МП КК №47-01-13-21257/21 от 23.09.2021 "О направлении приказа"
- Приказ МОН и МП КК №2979 от 21.09.2021 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края"
Муниципальные документы
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
- Учебное пособие НИМРО "Уроки формирования функциональной грамотности"
- Практические рекомендации "Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке"
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (РЭШ)
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся (ФИПИ)
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности для учителей и обучающихся | |
Ресурсы ФГБУ "Федеральный институт педагогических измерений", открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся (7-9 классы), сформированный в рамках Федерального проекта "Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности" |